Государственный совет должен сказать «да» или «нет» документу, который претендует на роль «генеральной линии» не только экономического, но и политического реформирования Татарстана.
Программа, подготовленная комиссией первого вице-премьера Равиля Муратова, затрагивает механизмы, изменение которых невозможно без конституционных поправок, в частности - структуру органов власти. Этот раздел программы вызвал, по мнению наблюдателей, наибольшие разговоры в правительственных кулуарах и получит сходную реакцию парламента. Председатель Государственного совета Татарстана Василий Лихачев не считает, что реакция эта будет однозначно критичной.
- Не надо воспринимать действующую Конституцию как догму, - заявил г-н Лихачев в интервью «ВиД». - Я всегда говорил, что Конституция только тогда становится живым инструментом социального моделирования, когда отвечает времени и объективной реальности. Конституция - это продукт динамичных процессов...
Василий Лихачев в связи с этим считает закономерным то, что разработчики программы, анализируя эти процессы, вышли за рамки чисто экономические и в проекте появился «властный» раздел. Спикер заявил, что приветствует «его неожиданное появление».
- При оценке возможностей экономической реформы возникают несколько глобальных вопросов, - считает спикер. - Главный из них - возможна ли реформа без создания демократической атмосферы, структуры гражданского общества? Нет. Вопросы экономической и политической реформ органически переплетены, первая неизбежно тянет за собой вторую и без нее невозможна. На мой взгляд, экономическая реформа нуждаются сразу в двух политических «спутниках», на первый взгляд - иногда противоречащих друг другу. Во-первых, укрепление государственных институтов власти, функции которых меняются в соответствии с экономическими процессами. Во-вторых, формирование системы самоуправления...
Василий Лихачев разделяет те постулаты программы, которые характеризуют функцию властных структур. В программе она названа «социальным обслуживанием общества». Власть как производное самоорганизованного гражданского общества - кредо Василия Лихачева. Если вспомнить концепцию городского управления Юрия Лужкова, обнародованную накануне московских выборов мэра - «на смену государству-хозяину приходит государство-слуга», - можно констатировать, что бессмертная идея общественного договора Руссо второй раз приходит в российскую политику. Но уже не на знаменах романтиков-демократов конца 80-х, а в конкретных концепциях прагматиков середины 90-х.
Впрочем, на практике это вновь упирается в кадры, которые решают все, в том числе и «русификацию» татарстанской реальности. Проблему кадров Василий Лихачев назвал «предельно серьезной»:
- Новая экономическая и политическая функция государства должна генерировать новое поколение управленцев. Есть концепция - есть в ней элемент прогноза, который опирается на знание сегодняшней ситуации. Необходимы люди, способные на прогноз и его реализацию, исходя из сегодняшней ситуации. Необходимы те самые «кадры с новым мышлением», о которых так много говорили и которые комплексно, системно воспринимали бы ситуацию в Татарстане. У нас много хороших отраслевиков, но нет системных специалистов...
Кроме того, по мнению спикера, в Татарстане более чем сильна консервативность государственного аппарата, его «нежелание вносить нечто новое в жизнь». Между тем г-н Лихачев полагает, что реализация программы, о принятии которой он говорит с уверенностью, «потребует максимального интеллектуального напряжения Татарстана». И не только интеллектуального.
- Рациональная идея нуждается в эмоциональном подкреплении, - говорит Лихачев. - Следовательно, нам необходим еще и дух патриотизма, который стал бы стержнем нашей программы...
Речь идет о патриотизме региона, который имеет четкий план действий и конкретные цели, реально оценивает свой потенциал и действует слаженной командой сверху до низу. Идея привлекательная, особенно на фоне банкротства всех иных попыток найти объединяющий фактор на основе какой-либо идеологии, национальной идеи, державности или маргинальных отклонений. Экономический патриотизм - вне национальностей, политических принципов - может оказаться привлекательным и на взгляд со стороны, сиречь - на взгляд потенциальных инвесторов. Однако примерно то же самое - в виде попыток достичь экономической автаркии - мировая история уже знает. Как и их провалы.
Г-н Лихачев отдает себе отчет в этом:
- Мы находимся в одном пространстве с другими регионами России. При всей самостоятельности возникает проблема синхронности ходов в экономической политике. Мы можем принять блестящую концепцию, иметь блестящие законы - но машина не будет работать. Нельзя забыть, что реализация нашей программы ориентирована на экономическое пространство всего СНГ и международный уровень и о какой-либо автаркии речи быть не может. Внешне это тоже привлекательно - полное экономическое самообеспечение, самостоятельность, отсутствие конъюнктурной зависимости. Но - не получится. Я вижу выход в межрегиональном согласовании экономических программ, координации их в рамках российских экономических ассоциаций. Наше участие в «Большой Волге» - из этого ряда. Сегодня процесс поиска экономических моделей идет во многих местах - Самара, Саратов, «полигон реформ» - Нижний Новгород. Через эти региональные процессы реформа примет общероссийский характер...
Программа муратовской комиссии возвращает парламент к теме, о которой он никогда не забывал, - теме «второго» бюджета в виде разрастающейся системы практически остающихся вне парламентского ведения внебюджетных фондов. Эту тему Василий Лихачев считает одной из наиболее значительных:
- В декабре прошлого года, когда принимался бюджет на 96-й год, парламент добился от Кабинета министров информации о внебюджетных фондах. Эту работу парламент не оставит. Здесь существует несколько проблем. Первая - проблема полноты информации о существующих в республике финансовых потоках. Вторая - проблема контроля - сколько на что тратится. Третья - оперативное управление финансами. Пока они не разрешены и парламент только на подступах. Это, впрочем, не означает, что я гляжу на ситуацию только с ракурса интересов законодательной власти. Я боюсь суперконтрольных монстров. Вопрос не в абсолютном контроле, а в достижении оптимума в этой сфере. Это касается вообще всех видов взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. В Татарстане в каждом конкретном случае это взаимодействие становится продуктом личных отношений высших государственных чиновников. Личные отношения - это иногда очень помогает, но на первом месте все же должны стоять более рациональные факторы. Законодательная власть должна действовать в четко очерченных конституционных пределах, исполнительная - не становится в позу некой обиженной фигуры...
Между тем тема личных взаимоотношений власть предержащих в Татарстане и взаимодействия законодательных и исполнительных властей сфокусировалась на личности самого Василия Лихачева в виде вполне конкретного вопроса: «уйдет или «уйдут» этого человека в Москву или нет?». Причем вариант «скорее да, чем нет» начинает доминировать. Оппоненты спикера добавляют к этой теме перечисление новых должностей Лихачева - заместитель председателя российского Совета Федерации, «наш человек» в Совете Европы, делая из всего этого чисто российский вывод о невозможности совмещения постов. Сам Лихачев уже несколько раз делал нечто вроде публичной отповеди «плакальщикам», но - опять же по чисто российской традиции, - это воспринимается как лишнее подтверждение грядущего ухода.
- Эта тема муссируется на фоне тех предложений, которые мне в Москве делались и которые не являются тайной, - заявил г-н Лихачев. - Федеральный министр по делам национальностей, заместитель министра иностранных дел, министр без портфеля - все это уже обсуждалось. Моя кандидатура «примеривалась» и к другим высоким постам. Уйти в Москву - проблемы нет. Уходить пока не хочу. И надеюсь, что могу эффективно работать, обеспечивая интересы Татарстана и России. В том числе - и в границах международного сообщества...
Газета «Время и Деньги» (Казань), 23 апреля 1996 года